Сегодня: 21.09.2017

Меню

Баннер
Официальные правовые ресурсы сети Интернет
Баннер
Официальный сайт Правительства Российской Федерации
Баннер
Баннер

Электронная газета

Свердловского РО АЮР, Совета судей Свердловской области, Свердловской областной гильдии адвокатов
Экономико-правовой журнал
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
О том, как будет проходить ежегодный Европейско-Азиатский правовой конгресс рассказал член Президиума АЮР, Президент уральской государственной юридической академии В.Д. Перевалов PDF Печать E-mail
26.05.2012 09:54

 

    7-8 июня 2012 года в Екатеринбурге начнет свою работу Европейско-Азиатский правовой конгресс. В этом году шестая сессия конгресса Perevalov_12_10_2010_1«Правовые формы интеграционных процессов в современном мире: реальность и перспективы» будет посвящена обсуждению вопросов, связанных с проблемами совершенствования предпринимательского (коммерческого), трудового, социального, миграционного, налогового, финансового  законодательства России, государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС.

Участники конгресса затронут проблемы криминологической экспертизы евразийской транспортной системы, вопросы развития реформы российского цивилистического процесса и модернизации правовых механизмов государственного управления и административного судопроизводства.        Впервые будут рассматриваться вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

О том, как будет проходить конгресс в 2012 году, насколько важны и актуальны вопросы, которые будут обсуждать его участники,  мы спросили у члена Президиума Ассоциации юристов России, председателя Исполнительного комитета Европейско-Азиатского правового конгресса, президента Уральской государственной юридической академии Виктора Дмитриевича Перевалова.

Виктор Дмитриевич, кто выступает организатором Европейско-Азиатского правового конгресса и какова, по вашему мнению, его роль в развитии и становлении правового государства?

- Организатором Европейско-Азиатского правового конгресса выступает Ассоциация юристов России. Это будет уже 6-я сессия, которая проводится на базе Уральской государственной юридической академии при поддержке Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, Полпреда Президента РФ в УрФО, Губернатора Свердловской области. Значение данного мероприятия весьма важно для решения теоретических проблем формирования социального правового государства, для принятия определенных практических шагов в этом направлении.

Конгресс проходит при поддержке Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС. Участники ассамблеи обсуждают вопросы, касающиеся законодательства стран-участниц. Как происходит взаимодействие?

- Действительно, мы с самого начала начали активно сотрудничать с  Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС. Регулярно встречаемся с ее представителями, наши эксперты участвуют в работе совместных заседаний различных комиссий Межпарламентской ассамблеи в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, где штаб-квартира ассамблеи. Такое тесное взаимодействие обеспечивает наиболее реальный подход с точки зрения потребности в тех или иных нормативно-правовых актах, в разработке предложений по актуальным проблемам сообщества, созданию модельных актов для всей системы. И в данном случае результаты такой работы налицо. Можно привести немало примеров, которые об этом свидетельствуют. Но если говорить кратко, то смею утверждать, что значительный вклад в подготовку и экспертизу проектов нормативных правовых документов, предшествовавших принятию Таможенного кодекса, созданию Таможенного союза внесли парламентарии, ученые и практики, которые участвовали в работе предыдущих сессий Европейско-Азиатского правового конгресса.

Скажите, а в какой форме проходит работа экспертов? И какие аспекты будут ведущими в ходе предстоящей сессии?

- В очередной раз следует подчеркнуть, что главной особенностью конгресса является то, что он работает на постоянной основе. Аналогом в этом случае может служить только Давосский экономический форум, и то не в полном смысле. А вот в смысле правового содержания – это единственный такой форум, который, взяв очередное актуальное направление, разрабатывает, доводит его до логического завершения, т.е. до тех или иных разрабатываемых нормативно-правовых актов, правовых концепций, предложений по совершенствованию законодательства в странах-членах ЕврАзЭС, СНГ, ШОС.

А конкретные примеры все-таки можете привести? Какие особенно актуальные вопросы будут обсуждаться?

- Конечно. Для примера, я могу сказать, что на повестке дня и весьма остро стоит вопрос о разработке основ налогового законодательства ЕврАзЭС. Потому что в соответствии с договором о статусе основ законодательства Евразийского экономического сообщества есть необходимость разработки такого нормативно-правового акта. Кроме того, экспертные группы уже работают над концепцией примерной структуры кодифицированного закона о предпринимательстве – своеобразного кодекса о предпринимательстве. Разрабатываются предложения по совершенствованию трудовых кодексов, в частности, Трудового кодекса Российской Федерации. Разумеется, идет процесс гармонизации трудового законодательства всех стран ЕврАзЭС в этой части. При этом, благодаря интернациональному составу экспертных групп, мы выявляем и пытаемся максимально использовать тот позитивный арсенал правовых средств, который существует в различных национальных правовых системах, а также в международном публичном праве, международном трудовом, уголовном праве и т.д.

Впервые в рамках конгресса начинает работу еще одна экспертная группа, участники которой рассмотрят вопросы правового обеспечения национальной безопасности России с учетом современной международной обстановки. Проблема поднята, возможно, в связи с изменившейся ситуацией в мире. Что Вы можете сказать об этом направлении?

- Действительно, это новое направление для Европейско-Азиатского правового конгресса. Хотя вопросы безопасности, так или иначе, всегда рассматривались в тех или иных ракурсах почти в работе всех экспертных групп. На этой сессии будет работать экспертная группа по этим проблемам, и они будут рассматриваться более предметно. Интеграционные процессы, с одной стороны, способствуют укреплению доверия между народами и созданию гарантий безопасного мирного сосуществования, а с другой, эти процессы не могут быть позитивными и эффективными без крепкой системы национальной и коллективной безопасности. Особое внимание будет уделено правовому обеспечению различных интеграционных форм, в которых участвует Российская Федерация.

А кто вошел в эту экспертную группу?

- Эта экспертная группа находится в стадии формирования, но уже сейчас в ней работают ученые-юристы, политологи – специалисты по общим вопросам национальной и коллективной безопасности, по проблемам информационной, военной, экологической безопасности. Состав экспертной группы будет оглашен вместе с публикацией доклада.

 А формат проведения  конгресса в этом году каким-то образом изменится? Будет что-то новое по сравнению с прошлой сессией?

- Разумеется, сам формат от сессии к сессии изменяется. В этом году новая экспертная группа по проблемам национальной безопасности, из круглого стола по конституционным проблемам также создана новая экспертная группа. Кроме того, организован круглый стол по проблемам антикоррупционной деятельности, совершенствования законодательства в этой части.

Предполагаем, что именно на этой сессии мы договоримся об изменении формата деятельности конгресса  в принципе. Может быть  пока не стоит об этом говорить потому, что для этого требуется решение исполкома, основных участников конгресса, учредителей. Есть предложения, например, самостоятельно экспертным группам один год работать на различных площадках, допустим во Владивостоке, Саратове, Москве,  Санкт -Петербурге, Калининграде, и на следующий год уже в Екатеринбурге по наиболее актуальным проблемам современности с более детальным, обстоятельным обсуждением и выходом на результат исследования уже в этом году.

Какие сферы жизнедеятельности вообще охватывают вопросы, обсуждаемые участниками правового конгресса?

- Можно сказать, что практически все сферы жизнедеятельности общества, подпадающие под правовое регулирование, охватывают вопросы, обсуждаемые участниками правового конгресса.

Обычно мы говорим, что отношения любви, дружбы не подвержены правовому регулированию. Но тогда, когда отношения любви перерастают в брачные отношения, когда дружба закрепляется каким-то образом, то уже вступает в силу право. Что же касается  экономических отношений, они все регулируются правом. Любое экономическое отношение, легально существующее, должно принимать правовую форму. Иначе это уже теневое отношение, преступное отношение в этом плане. Все, что касается экономики, трудовых отношений, отношений, связанных с публичными нормами права, т.е. конституционного, административного, уголовного права, - все это подпадает под сферу деятельности экспертных групп данного конгресса. Но с учетом того, что это Европейско-Азиатский правовой конгресс, то речь идет и о сопоставлении европейского законодательства и законодательства азиатских стран, т.е. о сравнительной характеристике того или иного сообщества. Скажем, Европейский союз наработал достаточно много позитивного в сфере правового регулирования экономических, налоговых отношений, но и там идут постоянные изменения, требующие правовой реакции. Необходим правовой анализ как последствий экономического кризиса в Европе, так и экономического подъема Китая, реального состояния экономики в России.

Сравнительно-правовые исследования ученых разных стран позволяют предусмотреть риски, угрозы в этом плане и выработать правовые предложения по дальнейшей нормализации межгосударственных отношений и путей развития нашей цивилизации.

А сколько участников ожидается в этом году, и из каких стран?

- Предварительно уже дали согласие принять участие представители США, Германии, Франции, Италии, Австрии, Финляндии, Швеции, Украины, Беларуси, Литвы. Азиатская сторона предположительно будет представлена Китаем, Индией, Вьетнамом, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией, и другими странами. 

У нас прошли выборы президента, прошли выборы в Государственную Думу. Многие люди ожидают: некоторые перемен, некоторые, наоборот, стабильности. Ваше мнение? Чего Вы ожидаете, ну скажем, от Владимира Владимировича? На Ваш взгляд, какие задачи перед ним стоят, в первую очередь?

- Прежде всего, я хотел бы в этом плане сказать, что выборы президента подтвердили то, что большинство населения России осознало, что Россия все еще находится  на грани, когда, с одной стороны, видно, что она созрела для того, чтобы идти дальше по демократическому пути развития, укрепляя собственное государство, улучшая жизнь людей, а с другой стороны, все еще существует опасность снова впасть в хаос, хотя бы для примера, хаос начала 90-х годов. И то, что большинство населения осознало это – вот результат выборов президента. От Владимира Владимировича Путина лично я жду не каких-то совершенно революционных решений. Речь должна идти о дальнейшем укреплении государства, о совершенствовании социальной политики, о становлении инновационной экономики как реального явления, о борьбе с коррупцией. Ученые-юристы все чаще говорят о социально-правовом государстве, хотя это звучит несколько патерналистски,  но шаги в этом направлении уже сделаны и, надеюсь, обещания президента по этому поводу будут выполнены.

 Как Вы относитесь к идее существования общественного контроля над наиболее резонансными уголовными делами? Стоит ли информировать широко общественность?

- Я вижу эту проблему шире. Речь должна идти вообще об открытости деятельности и следственных, и судебных органов. Специально создавать реальную или иллюзионную картину открытости, потому что это резонансное дело и надо сразу осуществлять общественный контроль, спешно создавать какие-то комиссии, органы и т.п. Это не решение проблем, необходимо смотреть в корень, т.е. последовательно совершенствовать  правоохранительную и судебную систему. То же самое необходимо делать в отношении общественного контроля, совершенствуя деятельность структур, начиная с Общественной палаты всех уровней, различного рода комиссий,  советов, и завершая созданием целостной системы общественного контроля за деятельностью соответствующих государственных исполнительных структур и органов правосудия.

 Виктор Дмитриевич, Вы являетесь одним из разработчиков Устава Свердловской области. За последнее время в этот документ вносились определенные изменения. На Ваш взгляд, еще что-то в областном уставе исправить надо, назрели какие-то требования?

- В последние годы вносились изменения двух видов. Во-первых, наибольшие изменения по своей массовости – приведение норм Устава в соответствие с федеральным законодательством. Федеральный законодатель очень активно последние годы работал, и мы вынуждены были совершенствовать свой устав. Что касается содержательных изменений, то вы знаете, что самое, пожалуй, главное – это было учреждение однопалатного парламента. Политическая практика субъекта федерации показала, что должен существовать однопалатный  парламент.

Что касается возможных изменений, то, они начнутся тогда, когда будут реализованы предложения по совершенствованию политической системы в целом. Речь идет о прямых выборах губернаторов, сроках и едином дне выборов, о расширении круга субъектов законодательной инициативы и другие. 

Скажите, а как Вы оцениваете действующий уголовный кодекс России? Насколько он соответствует времени и нуждается в каких-то переработках?

- Я не специалист по уголовному праву, но мое мнение, что нужен новый уголовный кодекс. Потому что те, почти сотни изменений, которые за последние годы были внесены в этот кодифицированный нормативный акт, не носят системного характера, и значительно улучшить уголовный кодекс они не смогли. И вряд ли такое латание, такой лоскутный подход позитивен для нашего уголовного законодательства.

Вы уже косвенно  упомянули о предстоящих выборах губернаторов. Как Вы относитесь к самой идее выборности губернаторов на данном историческом этапе и к вопросу о мэрах и сити-менеджерах?

- В принципе, я не считаю, что это каким-то образом кардинально изменит нашу жизнь. И поэтому мое отношение к этому спокойное. В данной ситуации да, возможно выборы губернатора принесут какую-то активность для избирателей, для той или иной политической партии, той или иной общественной силы. То же самое касается и мэров, и главы города. Если говорить о сегодняшней ситуации в городе Екатеринбурге, то мне думается, что если бы дальше оставался мэр один, было бы неплохо, и сейчас, когда существуют сити-менеджер и глава города тоже неплохо. Если они нормальные люди,  нашли взаимопонимание, слаженно работают, лучше выполняют свои четко обозначенные функции, то это только на пользу горожанам.

 В завершение скажите, чего Вы ждете от очередной сессии конгресса?

-   Прежде всего, я надеюсь, что у нас будет очень представительное участие иностранных и наших отечественных ученых и практиков, представителей государственных органов и бизнес-структур в этом конгрессе. Во-вторых, будет сделан очередной шаг выхода на реальные дела, в частности, на вопросы правового обеспечения формирования Евразийского экономического союза.

В-третьих, поскольку Уральская государственная юридическая академия является базой проведения этого форума, мы от каждой сессии стараемся получить какие-либо научные дивиденды.  УрГЮА заключила договоры с целым рядом вузов, научных учреждений стран СНГ, ШОС и даже БРИКС. Недавно были заключены договоры о сотрудничестве с Всекитайским университетом политики и права и с одним из ведущих индийских правовых вузов – Национальным юридическим университетом (г. Джодхпур). В целом, я думаю, что от форума такого масштаба будет польза всей юридической науке России.

 

Андреева Татьяна,

пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса,

пресс-секретарь Свердловского РО АЮР

Обновлено 16.04.2013 15:16
 

Важное

Изменение порядка уплаты членских взносов

Уважаемые коллеги!

В связи с измнением порядка уплаты членских взносов, просим вас производить их уплату на сайте Ассоциации юристов России

Читать дальше...

 

Ежегодный конкурс лучших проектов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в ежегодном конкурсе лучших проектов региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

 

Положение о конкурсе

 

Читать дальше...

 
 

Открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям

   В настоящее время проходит открытый конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям. Гранты предоставляются на осуществление проектов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, включая развитие общественной активности в этой сфере и реализацию проектов в области гражданского образования.

Читать дальше...


 

Проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью "а" ст. 5 Указа Президента РФ "О национальном плане противодействия коррупции на 2012 и 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" №297 от 13 марта 2012 года подготовлен проект ФЗ "Об общественном контроле в Российской Федерации"

Читать дальше...


 

Арбитражный суд Свердловской области приглашает принять участие в рассмотрение особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Арбитражным процессуальным колексом Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения особо сложных дел с участием арбитражных заседателей.

Читать дальше...


 

Мемориалу "Черный тюльпан" нужна помощь

    Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России, Правление Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» обращается ко всем неравнодушным к памяти погибших при выполнении боевых задач в Афганистане и Чеченской республике с просьбой помочь в ремонте и реконструкции мемориала «Черный тюльпан».

    Читать дальше

   

   

   

Читать дальше...


 

Организация личного приема граждан членами Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России в приемных Президента Российской Федерации.

     Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России рассматривает вопрос об организации совместной работы с приемными Президента Российской Федерации по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.

      Юристов, готовых принять участие в правовом консультировании граждан, организованном на базе приемных Президента Российской Федерации, просим направить заявки в аппарат Отделения.

Читать дальше...


 
Баннер

Правовая помощь

Баннер

Ответы на вопросы

Баннер